Весь Дануолл в одном флаконе. Обзор Dishonored: Game of the Year Edition
Прошло чуть больше года с момента релиза Dishonored, а значит, самое время для появления Game of the Year Edition этой замечательной и необычной игры, снискавшей заслуженные положительные оценки профессиональных критиков и искреннее восхищение рядовых геймеров. Bethesda не заставила себя ждать дольше положенного срока и в начале октября текущего года явила играющей публике Годовое издание. На просторах нашей бескрайней родины Dishonored GOTY появилось с некоторой задержкой, но все же появилось, причем сразу для трех платформ: PC, PS3 и Xbox 360.
Как и полагается любому уважающему себя Годовому изданию, главный его плюс - это полнота. И правда, в рассматриваемый GOTY Edition вошло все, что только успели насотворять ребята из Arkane Studios на тему вселенной Dishonored: оригинальная игра и выпущенные к ней DLC, коих насчитывается четыре штуки.
Состав издания
1. Dishonored
Собственно оригинальная игра. За прошедший год о ней было написано столько, что накропать про нее нечто оригинальное проблематично, но если вдруг кто-то не в курсе, извольте (на оригинальность суждений не претендую; скорее, это мысли увлеченного поклонника по поводу)... Сюжет разворачивается в модных ныне декорациях стимпанка, приправленных для пикантности духом викторианской Англии. Мир игры - это мир контрастов, где соседствуют научно-технический прогресс и мистика, хитроумные приспособления и магия, блеск могущественной аристократии и убогая нищета бесправных низов общества, роскошные особняки и вонючие, грязные, кишащие крысами трущобы. Мы окажемся в мрачном, зловещем, но очень атмосферном городе Дануолле (столице вымышленной Островной Империи), разъедаемом эпидемией чумы и параноидальной деспотией лорда-регента, узурпировавшего власть после гибели императрицы. В убийстве правительницы обвинили ее личного телохранителя и доверенное лицо - Корво Аттано. Именно за него нам и предстоит играть.Жанр можно охарактеризовать как экшен от первого лица с элементами RPG. С растиражированным в массе рецензий и отзывов определением Dishonored как шутера я принципиально не согласна. В том-то и фишка данной игры, что только от игрока зависит, предстанет ли она шутером, слэшером, стелс-экшеном или еще чем-то. Мы вольны сами решать, какой стиль прохождения предпочесть и как отыгрывать персонажа. Окажется ли наш Корво кровавым мясником или невидимой тенью, избегающей кровопролития, - игра примет, а Стим поощрит ачивками любой выбор и любую комбинацию тактик прохождения. Важно лишь помнить: все деяния в том мире, как и в нашем, имеют свои последствия и за все придется рано или поздно платить. Так что концовка истории Корво во многом будет зависеть от того, как он действовал ранее.
По изложенным выше причинам не вполне удачным представляется мне и заглавный слоган Dishonored: "Месть решает все". Месть - это только одна из трактовок мотивации главного героя, одна из многих. Отыгрывать мстителя или отыгрывать невинно осужденного, ищущего лишь возможности восстановить свое доброе честное имя, - все это оставляется на усмотрение игрока. Многовариантность и свобода выбора - вот что делает данную игру особенной и запоминающейся. По крайней мере, лично для меня. Ну, и, конечно же, сюжет. При всей его кажущейся простоте, есть в нем что-то пронзительное, цепляющее за душу.
2. The Knife of Dunwall + The Brigmore Witches
Формально два, а по сути одно большое сюжетное дополнение к Dishonored. Оно действительно большое, ибо потребует около половины игрового времени, необходимого для прохождения основной игры. Верные принципу множественности точек зрения и правд, разработчики из Arkane Studios решили позволить взглянуть на события, произошедшие в Дануолле после гибели императрицы, глазами одного из главных антагонистов Корво - наемного убийцы Дауда, лишившего жизни верховную правительницу и похитившего ее дочку, наследную принцессу.История Дауда разбита на две части, которые в свое время вышли по отдельности с интервалом в несколько месяцев. Это же деление на две части, каждую со своим названием, сохранилось и в Годовом издании. Однако теперь нет необходимости месяцами ждать продолжения. Благодаря замечательно реализованному переносу сохранений из первой части во вторую и отсутствию временных разрывов в сюжете, обе части естественным образом складываются в одну целостную и законченную историю, не менее увлекательную, чем история, рассказанная в основной игре. Честно говоря, я даже немного завидую тем, кто впервые познакомится с сюжетными DLC благодаря GOTY Edition. Возможность пройти их разом - это удовольствие, которого нетерпеливые натуры вроде меня сознательно лишили себя. Первая часть без второй оставляет какое-то странное ощущение недоумения и недосказанности. Лишь пройдя обе части, удается в полной мере почувствовать себя Даудом, прожить его историю, понять и принять его правду.
Во временном отношении приключения Дауда разворачиваются параллельно с приключениями Корво. Стоит ли удивляться, что они обречены однажды встретиться (уж простите мне этот маленький спойлер)? И если в Dishonored мы смотрим на происходящее глазами Корво, то в DLC нам удастся увидеть и прочувствовать эпохальную встречу двух антагонистов уже с позиции убийцы императрицы. Как знать, чем все закончится? Исход может быть разным, и многое опять же зависит от прежних поступков Дауда, от принятых решений. "Убить нельзя помиловать", - думайте сами, где поставить роковую запятую.
В плане геймплея, боевки и прокачки героя DLC мало чем отличаются от основной игры. Добавляется лишь пара-тройка новых умений, приспособлений и артефактов. С новыми локациями дело обстоит получше. Благодаря Дауду, мы побываем в четырех ранее невиданных районах Дануолла и даже выберемся за его пределы. Да и сам город в целом будет восприниматься несколько иначе, не столь мрачным и пугающим, что ли.
3. Void Walker's Arsenаl
Набор внутриигровых артефактов и предметов, призванных облегчить нелегкую и полную смертельных опасностей жизнь Корво. Когда-то давно, чуть более года назад, предметы из этого набора составляли четыре отдельных бонуса предзаказа, выдававшихся в различных магазинах по всему миру. Причем только два из них были доступны в России и, соответственно, совместимы с российской версией игры. Потом сии четыре бонуса "ссыпали" в один мешок, обозвали его Арсеналом посланника Бездны и в качестве отдельного DLC выставили в Steam. И вот теперь этот самый Арсенал вошел в состав Годового издания. Доступны чудо-вещички станут после первой встречи Корво с Чужим. Очнувшись ото сна в пабе "Песья яма", герой с удивлением обнаружит, что его мансарда превратилась в склад всякого полезного мерцающего добра.Главную ценность Арсенала представляют костяные амулеты (всего их в наборе 12) и фигурки животных (всего 4 шт.). Если кто не знает, то амулеты – это такие артефакты, надев на себя которые, герой приобретает дополнительные бонусы к уже имеющимся у него навыкам или дополнительные пассивные навыки. Носить в инвентаре амулетов можно сколь угодно много, а вот надеть одновременно получится лишь весьма ограниченное их количество (от трех в самом начале игры до шести после приобретения в магазинчике соответствующих улучшений). Вот тут-то и становится понятна значимость фигурок, ибо каждая из них дарует Корво еще один дополнительный слот под амулет. Чтобы слот появился, фигурку надо взять. Пока она стоит на полочке, толку от нее нуль. Еще в Арсенал входят кошели с деньгами. Про них молчу, ибо с ними и так все ясно. 2000 монет – это вам не хухры-мухры. Это неплохо так затариться в местном магазе перед первой боевой вылазкой в город.
Основной минус дополнения – его явная читерность. Он позволяет сразу разблокировать все 10 слотов под амулеты и все их заполнить, накупить себе улучшений оружия и прочего снаряжения и эдаким убер-супер-пуперменом отправиться на задание: враги, трепещите, я еще не начал толком прокачиваться, а уже крут, аж спасу нет. Впрочем, не все так ужасно, как может показаться. На самом деле игра вовсе не заставляет использовать все входящие в Арсенал штучки по полной. Что мешает из всего многообразия амулетов взять лишь те, свойства которых наилучшим образом соответствуют именно вашему стилю игры? Тем более что изначально комплекты бонусов предзаказа составлялись таким образом, чтобы быть заточенными под определенную тактику прохождения.
The Acrobatic Killer Pack (Ловкий убийца) - ориентирован на дистанционные и скрытые убийства
Arcane Assassin Pack (Убийца-чародей) – ориентирован на преимущественное использование магии
Backstreet Butcher Pack ("Мясник") – ориентирован на открытые столкновения с противником и преимущественное использование клинка
4. Dunwall City Trials (Испытания Дануоллом)
Это то самое первое DLC, которое появилось спустя пару месяцев после релиза игры, но продолжало оставаться недоступным в России более полугода с момента своего релиза. У нас его не столько реально хотели, сколько было обидно из-за всех этих резервационных ограничений и невозможности получить то, что во всем мире имеют без проблем. Теперь все эти ограничения и недоступности позади. Дополнение вот оно, в полном вашем распоряжении, берите и пользуйтесь, пройдите все испытания и займите свое место в общемировом рейтинге игроков.Тех, кто ожидает от Испытаний Дануоллом каких-то связей с сюжетом игры, я жестоко разочарую. Dunwall City Trials в принципе бессюжетны и являются исключительно спинномозговым аддоном для любителей хардкора или желающих в полной мере насладиться экшеном без опоры на пресловутые сюжетные костыли. Это чистой воды геймплей, скорость и адреналин. Есть лишь задания и арсенал средств (набор оружия и магических умений) для их выполнения. Задания разнообразны: на скорость, на скрытность, на подумать (только думать придется быстро и на бегу) и на поубивать (тоже быстро и тоже на бегу). Карты испытаний реализованы как фрагменты города, парящие в Бездне, что создает специфическое ощущение сюрреалистичности происходящего.
В процессе прохождения испытаний начисляются очки, а за очки в конце выдаются звездочки: от ни одной до трех. Ну, прям как в Angry Birds, честное слово. Испытаний всего 10. Для шести из них доступны два уровня сложности: средний и эксперт. Даже на среднем уровне для получения хотя бы одной звезды придется попотеть, не говоря уж об экспертном. Но тем они, наверное, и замечательны. Помимо выполнения собственно заданий, очки начисляются еще и за сбор особых артефактов - кукол Эмили (дочурку убиенной императрицы так звали). А еще за успехи в прохождении испытаний выдаются ачивки, коих тоже десять.
Цена вопроса
По своему наполнению Dishonored GOTY способен порадовать совершенно различные категории геймеров: и любителей хороших историй, и хардкорщиков, и даже казуалов, предпочитающих получать от игры ненапряжное удовольствие, а не зубной скрежет и желание сломать клавиатуру/геймпад (нужное подчеркнуть). А еще оно способно приятно удивить своей ценой. В